Публикации‎ > ‎publ_news‎ > ‎

Монитор руководителя ВАТ СК “Алькона”. (Журнал “Страхова Справа” №4, 2002 г.)

Отправлено 24 сент. 2009 г., 2:33 пользователем Igor Lubashenko
В № 2 и №3 журнала “Страховое дело” и статьи о практическом опыте эффективного осуществления реального страхования в Украине (“Обереги для Вашей жизни или что такое ассистанс” и “Кредо-классик” - правильное автотранспортное страхование”). Эти статьи показали реальные решения в  предоставлении качественных страховых услуг для населения, возвращение к сути и идеи страхования, сразу стали для многих специалистов настольными материалами. Страховые технологии, описанные в статьях, реализованные с использованием информационной системы Insurance Company. Мне было очень интересно обратиться в ВАТ СК “Алькона”, поскольку известно, что это первая компания, в которой было начато внедрение системы Insurance Company.
На наши вопросы любезно согласился ответить заместитель Председателя Правления ВАТ СК “Алькона” Владимир Иванович Гаманков.

Как “Алькона” решала проблему автоматизации?

Наша компания с момента создания всегда была на передовом рубеже в использовании информационных технологий. В 1996 году, когда в “Альконе” использовались уже пять разных компьютерных программ учета страховой информации, все острее  возникала необходимость использования комплексной информационной системы. Было понятно, что без перехода от локальных программ к интегрированной информационной системе невозможно централизованно осуществлять анализ состояния компании, эффективно руководить рисками, количественно и качественно наращивать объем страховых услуг. Из того времени специалистами нашей компании осуществлялось изучение существующих иностранных систем с точки зрения возможности приобретения и внедрение. “Алькона” была первой украинской компанией, которая начала соответствующие переговоры с иностранными компаниями в направлении приобретения информационной системы. В 1998 году в ВАТ СК “Алькона” состоялось заседание специалистов, по информационным технологиям украинских страховых компаний, на котором была созданная рабочая группа, по изучению вариантов автоматизации страхования.
В 1999 году нами было принятое решение о внедрении комплексной интегрированной информационной системы Insurance Company - разработки отечественной компании “Украинские страховые информационные системы”. Система построена на наиболее современных технологиях в архитектуре клиент-сервер с использованием мощной системы управления базами данных MS SQL Server 7.0. Структура и логика страховой информации реализована в четком следовании к положениям страховой науки. Сегодня Insurance Company занимает ключевое место в стратегических планах интенсивного развития компании.

Расскажите о внедрении в деятельность Вашей страховой компании информационной системы?

Комплексная информационная система - это общая база данных, которая содержит в максимально детализированном виде всю страховую информацию компании. Ее  основная задача - анализ и контроль информации в разных разрезах. Внедрение комплексной информационной системы отличается от автоматизации локальных задач, в которых речь идет, в основном, о заполнении данных для печати на принтере.
Вы, наверное, согласитесь со мной, что основная цель организации бизнеса любой компании - рациональная деятельность и эффективность. Чтобы страховая компания оставалась “на плаву” необходимо “умение считать”. Еще в начале 20-го столетие датский страховой математик К.Барроу отмечал: “Прогресс страхового дела лежит в замене примитивных построений и конкуренции рынка точной, научно обоснованной системой вероятности”. Таким образом, изучение вероятностей имеет для страховой деятельности важнейшее значение. 
Сразу стоит вопрос - что считать? Для этого необходимо создание методологии описания учетных процессов – предоставление всем участникам общего языка “для передачи понимания”. Основные аспекты этой работы такие:
Перенос центра внимания к бизнес-правилам организации учета. Они были обсужденны и утверждены во всех подразделах компании и вошли как приложение к договору о внедрении системы. Это дало возможность еще в самом начале определить “общие правила игры” и создать предпосылки для успешного внедрения компьютерных технологий централизованной обработки данных.
Реорганизация бизнес-процессов компании в соответствии с утвержденными бизнес-правилами. Эти работы осуществлялись уже в ходе автоматизации.
Создание кодификаторов и классификаторов данных:
  • Идентификаторы застрахованных объектов, групп и типов объектов.
  • Идентификаторы страховых рисков, групп и типов рисков.
В результате в системе были созданные общие иерархические справочники, которые обеспечивают необходимую детализацию данных для эффективного анализа и получения надежных выводов по их результатам.
Разработка унифицированных страховых продуктов предоставляет возможность осуществления эффективного анализа информации в принятых разрезах. Это один из аспектов реорганизации деятельности страховой компании для работы в общей базе данных.
Определение критериев оценки всех процессов – создание математического аппарата для определения количественных показателей. В особенности мы акцентировали внимание на поиске математических методов оценки риска, поскольку именно риск-менеджмент наибольше влияет на эффективность осуществления страхования. Мы уделяем большое внимание нормативам, которые определяют структуру тарифной ставки.
Использование страховой математики предоставляет возможность формирования логических выводов и наращивания методов анализа,  создание экспертной системы страховой компании.
Статистика - искусство получать из чисел, собранных для соответствующей цели, такие результаты, которые бели бы полезными для освещения и углубления области, которая изучается. Вероятности в страховом деле есть не априорными, а такими, что определяются из исследований. Общая база данных разрешает обрабатывать данные, собранные за весь период деятельности, и осуществлять статистику. При этом тоже необходимо определить основные положения, в  соответствии с которыми будут собираться данные.
Научная деятельность в области страхования есть логичным компонентом нашей работы по информатизации, поскольку, как известно, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Мы работаем в тесном сотрудничестве с Киевским национальным экономическим университетом (кафедра финансов и страхового дела), ведь наша совместная работа наполняется как теоретическими, так и практическими знаниями.
Использование централизованного учета, необходимость четкого ввода информации предопределяет необходимость реорганизации многих процессов в соответствии с общими правилами. Поэтому внедрения “простым” не назовешь. Сотрудники “Альконы” всегда относились с пониманием к этим вопросам.

На каких основных принципах построена база данных?

Основные принципы учета, которые заложенные в систему:
  • Единый реестр клиентов компании – физических и юридических лиц.
  • Единый реестр застрахованных объектов.
  • Учет всех полисов по всем страховым продуктам.
  • Связь всех платежей по полисам с бухгалтерскими платежами.
  • Учет всех страховых премий в разрезе рисков и застрахованных объектов.
  • Автоматическое деление премий по каждому риску на составныи согласно нормативам.  (рис. 1).
  • Учет возмещений в разрезе рисков и застрахованных объектов.
Принципы, заложенные в требования к техническим характеристикам системы. Эффективность обработки есть критически важной при реализации общей базы данных:
  • Система не должна иметь практических ограничений по объемам данных.
  • Система не должна иметь практических ограничений по количеству пользователей.
  • Должна быть обеспечена возможность работы с базой данных через низкоскоростные (в т.ч. телефонные) каналы.

Результат внедрения системы, которая отвечает этим принципам – все данные сохраняются в структурированном виде в общей базе данных, доступ к ним не зависит от территориального расположения пользователя и определяется лишь правами доступа.

Какие проблемы решались в ходе внедрения системы?

В первую очередь решались основные проблемы:
  • Построение защищенной  и надежной компьютерной сети компании. Установка информационной системы и интеграция ее системы защиты с общей системой защиты компьютерной сети.
  • Конвертация данных из существующих программ в информационную систему. Корректирование информации и удаление большого количества данных, которые дублируются.
  • Организация ввода информации по всем страховым продуктам.
  • Реализация существующих отчетов компании средствами информационной системы.
Потом решались задача уже совсем другого уровня:
  • При переезде специалистов в новый офис необходимо было обеспечить возможность  совместной работы. Была успешно введенная технология работы с общей базой данных в режиме on-line с помощью выделенных каналов связи. Такая технология работы территориально-отдаленных офисов в страховом бизнесе Украины введенная впервые,  об этом было сообщение в Вашем e-дайджесте “Insurance Online”. 
  • Продолжительное время проводилась работа по “чистке” общего реестра клиентов информационной системы и наработка организационно-технических средств по недопущению дублирования в будущем. Теперь справочник клиентов разрешает осуществлять анализ страховой информации по конкретному клиенту и по группам клиентов.
  • Проведенная работа по унификации и оптимизации отчетов компании, уменьшению их количества, четкому описанию, закреплению за отделами и видами страхования.
На сегодня осуществляется централизованный учет всей страховой информации в общей базе данных с доступом к ней в режиме on-line с 2-х киевских офисов.

Какие возможности появились при внедрении информационной системы?

Появилась возможность постоянного эффективного контроля над осуществлением страхования в границах всей компании:
  • Автоматическое создание всех основных отчетов компании.
  • Мгновенный поиск и отбор необходимой информации.
  • Эффективный анализ информации.
Общая база данных разрешает эффективно осуществлять обработку и выводить на монитор все необходимые показатели. Используя эту возможность был реализован “Монитор руководителя” – экран информационной системы, на который в наглядном виде выведены показатели о деятельности компании в целом (рис. 3). При этом не существует ограничений для использования математических методов при формировании показателей.

Как осуществляется работа за “Монитором руководителя”?

Монитор руководителя, построенный за такими принципами:
  • На главный экран выведенные основные показатели, которые интересуют руководство.
  • Возле каждого показателя расположена кнопка, которая вызывает развернутую систему показателей - разрешает детализировать общий показатель в графическом и табличном виде (рис. 4).
  • Аналогичные кнопки на табличных формах разрешают детализировать полученную информацию, спускаясь, таким образом, к самому низшему уровню детализации -  к уровню конкретного полиса, застрахованного объекта, риска, платежа.
Можно задавать условия отображения данных: период, для анализа, по всей компании/по конкретному филиалу.

Какие показатели выведены на “Монитор руководителя”?

Основные данные, которые отображаются: количество заключенных договоров, количество новых клиентов, количество и сумма премий, количество и сумма выплат, количество пользователей, которые в данное время работают с системой.
Основные напоминания: количество и сумма просроченных платежей по полисам, количество и сумма ожидаемых платежей на ближайшие дни.
Предупреждение о критических ситуациях: критическое количество ресурсов, например, количество свободных бланков полисов.
Интерфейсы монитора руководителя второго уровня доступные с помощью кнопок в левой части экрана: заключенные договора страхования по страховым продуктам, страховые платежи по страховым продуктам, просмотр клиентов, просмотр застрахованных объектов (рис. 5).
Практически все существующие стандартные показатели (в т.ч. технические резервы) выведенные на дополнительных формах:
  • коэффициент убыточности;
  • средняя страховая сумма на один объект страхования;
  • средняя страховая сумма на один пострадавший объект;
  • вес риска;
  • убыточность страховой суммы;
  • норма убыточности;
  • частота убытка;
  • частота страховых случаев;
  • вес убытка;
  • базовая страховая премия;
  • резерв незаработанной премии;
  • резерв заявленных, но неурегулированных убытков;
  • резерв убытков, которые состоялись, но не заявлены;
  • резерв упреждающих мер.
  • расчет частицы перестраховщиков в резерве незаработанных премий.
Контролинг в ВАТ СК “Алькона” осуществляется с Монитора руководителя, и предусматривает принятие решений на основании анализа информации базы данных. Он содержит:
  • Изучение значений определенных показателей за период, который анализируется.
  • Изучение изменения структуры определенных показателей за период, который анализируется.
Таким образом, в наглядной форме с использованием диаграмм и графиков предоставляются данные вертикального и горизонтального анализа, которые содержат качественные и количественные показатели состояния компании и ее развития и могут быть использованы при анализе, планировании и прогнозировании оперативной деятельности. Периоды для анализа можно устанавливать любые с дискретностью в 1 день.

Как будет дальше совершенствоваться “Монитор руководителя”?

Одно из новых направлений развития – создание новой составной “Монитора руководителя” – “Ситуационного  монитора”. Этот монитор будет предоставлять уже не саму информацию, а результаты ее анализа в виде коэффициентов и будет определять необходимые мероприятия. Для этого при реализации “Ситуационного монитора” необходимо:
Определить:
систему коэффициентов для оценки (убыточности, сбалансированности и т.д. в разных разрезах);
  • балльную оценку каждого коэффициента;
  • группы коэффициентов;
  • весовые значения каждой группы коэффициентов;
  • ситуационный план риска-менеджмента, который содержит значение отклонений от нормативных показателей по группам и методы регулирования.
  • Реализовать форму “Ситуационный монитор”, которая будет предоставлять в наглядном виде:
    • текущие значения коэффициентов с контролем интервальных значений коэффициентов по группам;
    • анализ коэффициентов в привязке их к ситуационному плану риск-менеджмент с предоставлением рекомендаций по методам регулирования;
    • определение суммы баллов и мероприятий финансового менеджмента по компании.

    От редакции

    В предшествующем номере журнала нами отмечалось: “на страховом рынке началась эра профессионалов, а не компаний, лидерство которых обеспечивается близостью к власти или отраслевой принадлежностью”. Мы проводим, и в дальнейшем будем проводить взвешенную и целенаправленную политику поддержки страховщиков, которые профессионально работают на развитие и имидж страхового рынка Украины, направляют усилие на предоставление качественных страховых услуг.

    Гаманков Владимир Иванович
    Заместитель Председателя Правление ВАТ СК “Алькона”

    Comments