О необходимости внедрения страховых отраслевых стандартов на украинском страховом рынке

Post date: May 6, 2014 6:56:56 AM

Best practiks ("лучшая практика") в области постановки задач для страховых ИТ-систем формируется примерно следующим образом: консалтинговая компания пишет для первого своего заказчика техническое задание с нуля, для второго использует предыдущее. После нескольких заказчиков консультанты понимают, что часть решений лучше сделано в одном техническом задании, а часть в другом. Возникает желание сделать некий шаблон (заготовку) с лучшими решениями и типовыми вопросами связанными с уточнением того или иного решения. Этот шаблон может содержать словари терминов, модели данных, форматы обмена данными, структуру аналитических хранилищ, описание бизнес процессов подразделений компании. Примерно, таким образом, у www.ins.com.ua появилось методология InsCom-Insurance-Application-Architecture (ICIAA), которая может стать стандартом представления информации на украинском страховом рынке и вывести его по показателю стандартизации на первые места в мире.

Зачем же нужны страховые отраслевые стандарты?

В первую очередь, нужен Бизнес-словарь терминов, с той целью, чтобы перестраховщики и брокеры могли говорить на "одном языке".

Исторически следующий шаг является стандартизация форм бланков полисов, которые сильно облегчают работу брокеров. В соединенных штатах в 70-е годы прошлого века, где законы о страховой деятельности являютя прерогативой штата, полисы (не исключая ОСАГО) отличались от штата к штату. Именно унификация этих форм полисов послужила основой для появления специализированной страховой ассоциации, занимающейся исключительно вопросами стандартизации. Эта ассоциация называется ACORD (Association for Cooperative Operations Research and Development, Сан-Франциско).

Следующий уровень стандартизации состоит в обмене документами в электронном виде, позволяющий экономить на издержках, связанных с повторным вводом документов и на отправки бумажных оригиналов документов. В первую очередь, он применяется в перестраховании. Также, может быть применен в системах B2B между банком и СК, между брокером и СК, между турагентством и СК и т.д. Имея общепризнанный стандарт обмена, проще и экономичней договариваться со своими партнерами о стандарте обмена.

Почти в любой западной стране стандартом “де-факто” обмена электронными документами, являются требования местных надзорных органов. Но объединение Европы и глобализация страхового рынка диктуют необходимость унификации и этого сегмента обмена электронными документами.

Кроме того, большой объем обмена электронными документами происходит в процедурах прямого возмещения вреда по договорам ОСАГО.

Первоначальная версия стандарта обмена электронными документами имела формат EDI. Современная же версия обмена электронными документами базируется на языке XML. Если на украинском страховом рынке начнется использование обмена электронными документами, то вместо устаревшего формата EDI будет использоваться XML.

Современное состояние стандарта ACORD следующая:

Он имеет три крупных раздела:

В каждом разделе есть свои стандарты:

Последний стандарт - структура и логика базы данных InsCom упрощает разработку ИТ систем для страховщиков. Если хранить документы по стандарту, то их и проще выдавать (получать) из системы по этому же стандарту.

Развитие стандарта продолжается и сейчас. Началась работа по унификации этих трех разделов в один. Первое, что уже появилось, это общий словарь терминов (жизнь, не жизнь и перестрахование).

На данный момент ассоциация ACORD насчитывает более 200 страховых компаний. Почти все крупнейшие мировые СК представлены (AIG, AXA, Allianz Insurance, Lloyd's, Marsh Inc, SCOR, Swiss Re Group, Willis, Zurich Insurance Group и .т.д.). Также в ACORD входят многие ИТ компани, среди которых такие гиганты, как IBM и Microsoft. Помимо компаний из США и Европы в ACORD входят представители Индии, Колумбии, Чили и других развивающихся стран. Из Украины же в неё, на данный момент, не входит никто.

Какие могут быть этому объяснения? Наш рынок, спустя 25 лет еще молод и только развивается? Когда мы дорастем до реальной потребности в подобных стандартах? Завтра, через год или через десять лет?

Многие представители страховых компаний считают необходимым внедрение стандартов, но практической работой по стандартизации представления страховой информации занимается только InsCom. Адаптация в нашей стране подобного стандарта требует существенно меньших трудозатрат, нежели начинать все с чистого листа и идти в ногу с мировой системой страхования, в случае наличия доморощенного стандарта, будет гораздо сложней.

Источник: www.ins.com.ua