Выступление Игоря Любашенко 15.11.2019г. на Круглом столе «Изменения в порядке функционирования, надзора, лицензирования и структуре страхового рынка»

Выступление Игоря Любашенко 15.11.2019г. в г.Киеве на Круглом столе «Изменения в порядке функционирования, надзора, лицензирования и структуре страхового рынка» с участием представителей НБУ, руководителей страховых ассоциаций, директоров страховых компаний.

Давайте подумаем, как, за счет чего мы будем развивать страхование на 5, на 10 процентов и больше.

В процессе обсуждений развития рынка постоянно звучат вопросы "кто будет руководить?", "как будут регулировать?", "когда повысятся тарифы ОСАГО?", "что будет с лицензиями?", "сколько будет стоить лицензия?", "сколько нужно денег, что бы войти на рынок?", "сколько компаний они оставят на рынке?".

И в этих обсуждениях не слышно слова "потребитель". Я, во всяком случае, не слышал.

Работая на страховом рынке с 1994-го года, хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу развития страхования. 

Для этого давайте вернемся к истокам, в 90-е годы, и вспомним, что такое "бизнес", что такое "страхование" и что такое "развитие".

Что такое "бизнес"? 

Это деятельность на свой страх и риск. Можно развиться, а можно прогореть. Это нормально.

Когда-то я начал заниматься бизнесом в 99-м году, читал много литературы по теме, и там была одна фраза "бизнес - это делать хорошее дело". Хорошее - это общественно-полезное.  

Давайте задумаемся,  какое общественно-полезное дело мы делаем?

И еще. Ты будешь иметь прибыль тогда, когда делаешь что-то  лучше других. А что такое "лучше" определяет рынок и конкуренция, а не чиновник.

Что такое "страхование"? 

C точки зрения ведения страхового бизнеса, с точки зрения страховой компании - это профессиональное  определение страховой премии в соответствии с конкретным страховым риском. Другими словами - страховая компания профессионально определяет размер тарифа.

А что у нас происходит? У нас тарифы определяет государство. И говорят страховым компаниям, по каким тарифам и что нужно продавать, а потребителям - что и по каким ценам обязательно покупать (реплика из зала - "и не только по ОСАГО"). Да, и не только по ОСАГО. Страхование переведено в ручное управление - поэтому и главные интересующие вопросы - кто "кэруе", кого назначили. Часто можно слышать от бизнеса радостное "теперь у нас свой человек в Комисии!".

Что такое "развитие"?

Развитие - это конкуренция. Свободный вход на рынок, защита этой конкурентной среды, свобода ведения бизнеса. Но при этом максимально быстрое, жесткое и действенное наказание за нарушение. Другими словами - давайте, креативьте, конкурируйте, соревнуйтесь, даем полную свободу действий, но если подписал договор, пообещал выплатить, и не выплатил - будет такое наказание, что остальным нарушать надолго перехочется. 

О подготовке кадров и профессионализме 

В 90-х годах, в АСКА-Центральная была школа агентов, и была библиотека, и библиотекарь (реплика из зала "было два библиотекаря"), да, два библиотекаря. Делали вырезки, складывали в подшивки, и учили страхование. И было, как и в других областях - человек мог сказать "я еще не готов работать, потому что я еще мало учился и мало знаю".

А теперь можно прийти  страхование, вообще не учиться ни дня, не прочитав ни одного учебника, ничего не знать, и при этом занимать серьезную должность в страховой компании.
Все же надеюсь, что эта шара не может длиться бесконечно, и придется вернуться к сути страхования и бизнеса.

Какой основной инструмент осуществления страхования?

Давайте подумаем, что такого есть в страховании кроме информации? Мы не разводим свиней, не делаем дорог, не создаем Теслу, не запускаем космические корабли. Мы кроме сбора и обработки информации ничего не делаем. Даже деньги сейчас - это уже не бумага, а информация.

Поэтому страхование - это одно сплошное IT, от начала и до конца. И руководители должны быть IT-шники, законы должны писать технари.

IT-основа страховой компании. Страховая компания с помощью IT контролирует свою деятельность, а регулятор с помощью IT контролирует страховые компании. 

Все эти отчетности, начисления, больше, меньше, уставной фонд... Это все - не о том. 

Как бы я видел дальнейшее развитие страхового рынка, уже с Нацбанком?

Конкурентная среда,  свободный вход на рынок, жесткое наказание за нарушение, информационные технологии.

Из выступления представителя Нацбанка следует, что квартальной отчетности, ее формирования, "порядка подання" не будет. Отчетность некому принимать, изучать, и негде хранить. Она не выполняет свою роль. Вместо этого в компаниях будут использоваться страховые информационные системы, базы данных, которые содержат всю страховую информацию в первичном и подробном виде, и будут веб сервисы, которые рассчитывают отдельные показатели. А регулятор, вызывая эти сервисы, в режиме онлайн может видеть "нормально или не нормально". Как это сейчас происходит в банках.

Что я могу предложить?  

Оптимизация и кастомизация бизнес-процессов и страховых продуктов. Сейчас традиционно наворачиваются нечитабельные формы договоров и отчетов, сотрудники вводят, проверяют, перепроверяют, разноску делают вручную, комиссию правят руками. Это все нужно выводить на автоматизированный уровень - продукты упрощать, договора упрощать, связка платежей автоматом, все упрощать, упрощать, упрощать. И кастомизировать. 

Вывод в онлайн. Используя адаптированные интерфейсы, которые работают на любых устройствах - смартфонах, планшетах. Передавать все агентам, клиентам, представителям. С помощью этих инструментов создавать для клиента полезный, простой, качественный продукт. В результате эффективно и удобно страховать все те риски, которые пугают людей и бизнес.

Благодарю за внимание!