ОСАГО: Побочный заработок

Post date: Nov 16, 2017 12:01:14 PM

Игорь Леонидович ЛюбашенкоРуководитель проекта www.Ins.Com.ua

  

Вопрос повышения эффективности обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств по внутренним договорам (далее ОСАГО) с ростом убыточности становится все более актуальным. В данной публикации приводится один из вариантов экономной технологии продажи посредниками полисов ОСАГО.

  

Особенности украинского ОСАГО

На протяжении 14 лет украинское ОСАГО шло своим, уникальным, отличным от других стран путем – в то время как весь мир работал с убыточностью 70-90% и даже 100%, наше ОСАГО на протяжении 10 лет имело убыточность 8-15%. К этому можно добавить самую низкую в Европе ответственность, проблемы получения выплат даже в этих пределах, мизерные возмещения по жизни и здоровью, серьезные системные проблемы с платежеспособностью при достижении в 2009 году уровня выплат 44% в среднем по рынку. Расходы на ведение дела с учетом комиссионных доходили до 70%, поэтому и комбинированный коэффициент убыточности часто превышал 90%, что позволяло говорить об убыточности данного вида. Все это свидетельствует о низком КПД украинского локомотива страхования.

  

Перспектива ОСАГО

Подобная ситуация не может продолжаться бесконечно. Конечно, размеры рынка, привычки, менталитет, коррупция, культурные особенности и отсутствие политической воли играют свою роль. Слишком много тех, кто «тоже хотят Жить» (фраза, сменившая устаревшую «тоже хотят кушать») за счет ОСАГО. Страховщики вынуждены финансировать политиков, лоббировать стандартные составляющие механизма ОСАГО, бегать за клиентом. Многое зависит и от позиции Госфинуслуг - последние заявления Василия Волги вселяют надежду, что он не будет долго держать в страхе «безобразников» для возможности ручного управления рынком, а реализует стандартные принципы ОСАГО, принятые в международной практике, простые и обязательные для всех правила игры.

  

Необходимость радикальных перемен очевидна, и если они наступят – мы повторим путь других европейских стран. При этом вероятен следующий вариант развития событий:

Те, кто выживут, получат не сверхприбыльный, но стабильный бизнес.

  

Как остаться на рынке ОСАГО?

Необходимо понимать, до какого уровня можно «ужаться» с сохранением работоспособности:

Пример технологии продаж

Сегодняшняя ситуация на рынке ОСАГО предоставляют хороший повод для поиска путей уменьшения издержек. Рассмотрим один из примеров построения бизнес-процесса продаж с использованием Интернет-решения InsCom-Web.

Нет, это не Интернет-магазин и не on-line продажи. Клиент, как и раньше, предпочитает заочному расчету полиса и заочной покупке непосредственную, доверительную беседу с посредником – именно так продается основная масса полисов. Описанный бизнес-процесс подразумевает продажу полиса посредником клиенту в оборудованном офисе, а Интернет-решение обеспечивает эффективное взаимодействие посредника со страховой компанией и использование типового бизнес-процесса.

   

Описание бизнес-процесса обслуживания клиента с помощью InsCom-Web

Требования к посреднику - наличие компьютера с выходом в Интернет, принтера и места для приема клиентов. В договоре с посредником фиксируется: полис выдается только путем печати на принтере из InsCom-Web, а комиссия рассчитывается по информации базы данных InsCom.

Итак, клиент приходит в офис к посреднику, изъявляет желание застраховаться по ОСАГО и предоставляет технический паспорт и права. С этого момента бизнес-процесс продажи полисов укладывается в следующие этапы:

Затраты на ведение дела составляют не более 10 грн., т.е. до 5% при средней стоимости полиса в 200 грн. При увеличении стоимости полиса до 300 грн. - менее 3,5%. Ввод полиса в компьютер за 10 грн. как побочный заработок для многих выгоден.

Стоит отметить, что такой расчет справедлив для идеальных условий ведения бизнеса. В наших условиях даже вывеска на стене офиса или информационный указатель может потребовать постоянных расходов.

  

Что при этом НЕ нужно делать посредникам при использовании InsCom-Web

Преимущества для страховой компании

Безусловно, страховой компании необходимо позаботиться о наличии хорошей методологии, бизнес-процессов, современной IT-системы с возможностью подключения Web-интерфейсов, партнерской IT-компании (желательно, не «заморской») для оперативной модификации IT-системы. Но это не дополнительные расходы по ОСАГО - у страховых компаний, планирующим заниматься классическим страхованием, все это должно быть по умолчанию.

  

До последнего времени всплеск энтузиазма обычно появлялся при «распиливании» собранных премий, любые инициативы по совершенствованию методологии и технологии ОСАГО зачастую чахли на корню, какими бы инновационными и полезными они не были. Украина была первой среди стран СНГ, внедрившая ОСАГО, но не воспользовались этим. Отсталость очевидна, и если не перейдем к инновационной модели развития – обеспечим себе прочное место на задворках европейского рынка.

 

Опыт внедрения современных технологий и формализованных бизнес-процессов в ОСАГО будет полезен и для других массовых продуктов, окажет положительное влияние на производительность труда в целом по страховой отрасли.

  

Инструкция по продаже полисов из системы InsCom-Web

Выписывать полис можно на любом компьютере или планшете , подключенным к Internet и к принтеру.

Обеспечение:

ПРОДАЖА ПОЛИСА

 

Убедиться, что клиент действительно хочет застраховаться по ОСАГО – получить от него заявление в устном виде.

 

Проверить наличие документов

Расчитать полис

При положительном ответе -

Заполнить данные полиса

Возле полей есть кнопка с контекстной справкой. Поля с * обязательны для заполнения. Госномер заполнять латинскими символами. 

Если клиент не готов оплатить полис сейчас – сохранить его в статусе «Заявка».  После оплаты необходимо найти полис, перевести в статус Зарегистрирован и распечатать.

Если клиент готов оплатить полис - 

Внести номер полиса и номер стикера. Для удобства и исключения ошибок  возле поля «Номер полиса» использовать кнопку «свободные номера». 

Распечатать полис

Напечатать 2 копии, масштаб = 1 – оригинал и копия, поочередно вставляя зеленый, потом белый эклемпляр.

   

Выписать стикер

Шариковой ручкой выписать стикер, указанный в программе к этому полису. Ножницами обрезать лишние года, оставив 1 или 2 года, в которых действует полис.

 

Оплата полиса

Если страхователь – распечатать и отдать клиенту счет на оплату. После оплаты - распечатать полис. 

Если страхователь физ.лицо – получить наличные и распечатать полис.

 

Отдать клиенту

1. Зеленый полис.

2. Стикер, конверт для стикера. 

3. Европротокол, инструкцию к европротоколу.

Внимание! Копию (белый лист) оставить у себя - для страховой компании.

Перечисление платежа в СК

При оплате полиса ОСАГО необходимо, чтобы платеж на СК заходил от  ПОВЕРЕННОГО – ФОП или ЮР.лица

Если оплата производится через банк в назначении платежа указывается:

712 #НОМЕР_ПОЛИСА ФАМИЛИЯ_И_О

Комментарии по заполнению полей

Описаны только поля, значения которых не очевидны и отличается от предлагаемых по умолчанию.

«Объем двигателя» - в техническом паспорте;

„Территория преимущественного использования” – адрес страхователя из тех.паспорта.

„Льгота” - да / нет. Перечень льготников смотреть  Тарифы ОСАГО.  Подтверждается документом.

„Бонус-малус” - 3, если клиент уже страховался – 4-7 в зависимости от количества безаварийных лет страхователя.

3. Проверить в базе МТСБУ  на безаварийность и корректное применение БМ

 

Без проверки на безаварийность  применение Бонуса-Малуса  неправомочно. По годам безаварийной езды:

4 года - КБМ 7

3 года - КБМ 6

2 года - КБМ 5

1 года - КБМ 4

0 лет  - КБМ 3

„Водительский стаж с” – по дате водительских прав, минимальный стаж среди тех, кто будет управлять ТС.

Данные по клиенту

Заполнить ИНН. Если клиент найден – появятся его данные. Их нужно проверить и, при необходимости откорректировать. Если не найден – заполнить данные нового клиента. 

Дополнительные материалы

Тарифы ОСАГО - http://www.ins.com.ua.ua/osago-tarif

  

Источник: InsCom